ЗИЛ Крокодил

В начале 70-х годов прошлого века СКБ завода им. Лихачева приступило к разработке нового поисковоэвакуационного комплекса для ВВС. Одним из главных требований, которые заказчик предъявил к новой машине, была авиатранспортабельность на вертолете Ми-6.

Перед конструкторами встала нелегкая задача по максимальному снижению массы амфибии (что позволило бы увеличить дальность полета вертолетаносителя) при сохранении всех остальных характеристик. Пришлось бороться буквально за каждый килограмм веса.

За основу конструкции была взята сварная рама из алюминиевого профиля, на которую устанавливались двигатель и элементы трансмиссии. Место для полезной нагрузки было выбрано в середине корпуса, чтобы не нарушать центровку при движению машины по воде.

ЗИЛ Крокодил

ЗИЛ Крокодил

На раму крепился герметичный корпус из стеклопластика. Он имел скругленную лобовую деталь, вырезы-арки для колес большого диаметра, а в кормовой части размещался водометный движитель с отклоняемыми боковыми створками.

Работы по снижению веса принесли результат. Новая амфибия не нуждалась в мощной силовой установке: оказалось возможным поставить двигатель от грузового автомобиля ЗИЛ-130 мощностью в 150 лошадиных сил. Двигатель соединялся со стандартным сцеплением и механической КПП. Силовая установка располагалась в кормовой части корпуса, за исключением радиатора системы охлаждения и глушителя, которые вынесли наружу и поместили в задней части.

Почти половину длины корпуса занимала кабина экипажа и пассажирский салон. Они
размещались в едином модуле, не имевшем сплошной перегородки. Передняя его часть служила кабиной экипажу из трех человек, а в задней располагался пассажирский салон на восемь мест. Кабина оснащалась всем необходимым оборудованием и имела развитое остекление, обеспечивавшее практически круговой
обзор.

ЗИЛ Крокодил

ЗИЛ Крокодил

Летом 1972 года все новые узлы и агрегаты прошли заводские испытания, и в октябре
того же года началась сборка амфибии. Конечно, заводские острословы за характерную окраску и амфибийные возможности тут же дали вездеходу прозвище ЗИЛ «Крокодил».

К середине ноября машина была собрана, и начались всесторонние испытания. Проведенные на различных полигонах они показали, что новые агрегаты трансмиссии полностью справляются с нагрузками и могут использоваться при дальнейшем развитии проекта ЗИЛ-49042.

Однако в силу определенных обстоятельств СКБ ЗиЛ не стало готовить серийное производство ЗИЛ-49042 в существующем виде, а сразу приступило к разработке нового поискового комплекса.

Транспортный ЗИЛ-4906 и пассажирский ЗИЛ-49061 хоть и имели некоторые внешние и внутренние отличия, но базировались на конструкции опытного ЗИЛ-49042. А за отличную проходимость, высокую скорость и характерную бело-голубую окраску машины этого комплекса получили в поисково-спасательных частях название «Синяя птица».

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *